Инновационная экономика:роль университетов в процессе трансферта знаний

В статье приводится анализ различных методов оценки инновационной среды университета, рассмотрены основные недостатки существующих систем оценки и предложены рекомендации по их совершенствованию с учетом ориентации на региональные целевые индикаторы в области реализации инновационной стратегии в регионе. Инновации в современном обществе по праву рассматриваются как ключевой фактор построения экономики, основанной на знаниях. Последние десять лет предпринимаются достаточно интенсивные усилия по созданию разнообразных организационных структур, деятельность которых была бы ориентирована на поддержку и развертывание инноваций в вузах страны. Современная экономика, остро нуждающаяся в дополнительных источниках роста, резервах, способных вывести ее на инновационный путь стабильного и долгосрочного развития, предъявляет качественно новые требования к существующим образовательным структурам. Растущая потребность в новых идеях, способности довести идеи и разработки до стадии готового изделия или продукции требует изменения подхода к позиционированию и роли высших учебных заведениях в регионах. Современный университет сегодня становится не просто учебным заведением, местом сосредоточения научных разработок и фундаментальных знаний, а играет роль важнейшего субъекта, определяющего темпы развития, структуру и процессы формирования инновационного рыночного поля. Вузы могут быть не только частью создаваемых в регионах инновационных экосистем — у них есть все возможности для того, чтобы стать интегрирующим звеном в такой системе. Существующие методики оценки деятельности университетов в плане их инновационной составляющей имеют достаточное количество недостатков и направлены главным образом на оценку инновационного потенциала университета, то есть его возможностей в области генерации инноваций и коммерциализации технологий. Но как показывает практика, наличие возможностей не означает их дальнейшей полной и успешной реализацией, поэтому необходимо переходить от оценки возможностей к оценке результатов, то есть уровня созданной инновационной среды, ее влияние как на сам университет, так и на экономику всего региона в целом.

На «российском Давосе» обсудили участие ведущих вузов в инновационной деятельности

Научная и инновационной деятельность: Приводим его выступление в сокращенном виде. Интеграция образования и науки в модели исследовательского университета Опыт КПИ в решении проблемы интеграции образования и науки основывается на развитии на протяжении своей более чем летней истории физико-технической модели подготовки специалистов.

Все глубже внедряется креативная методика обучения, основой которой является принцип"создай" вместо принципа"повтори". Многолетний опыт работы университетов разных стран показал, что сегодня наиболее высокое качество подготовки специалистов обеспечивается в модели так называемого исследовательского университета.

В данной статье обозначена ведущая роль инновационной деятельности а также тесное сотрудничество малым, средним и крупным бизнесом в сфере Деятельность университетов должна быть в первую очередь на.

И в этой связи на вузы сегодня возлагается роль развития инновационной экосистемы региональной экономики, поскольку миссия каждого университета — решать образовательные и научно-исследовательские задачи для обеспечения опережающего социально-экономического развития региона, формируя конкурентоспособный человеческий капитал, развивая научный, образовательный и инновационный потенциал.

Если говорить более конкретно о технических университетах, то сегодня они успешно трансформируются в центры технологического и инновационного развития региональной экосистемы. Их существенное влияние на устойчивое развитие регионов прослеживается за счет технологического обновления, повышения конкурентоспособности отраслевых кластеров, концентрации значимых компетенций в реализации стратегий развития регионов при непосредственном участии в формировании научно-образовательной, технологической, инновационной и кадровой региональной политики.

Ключевые направления развития деятельности университета: Если остановиться более подробно на Тамбовской области и результатах Тамбовского государственного технического университета ТГТУ , то можно привести ряд конкретных примеров. В рамках реализации первого направления, все программы подготовки в ТГТУ ориентированы на развитие высокотехнологичных и базовых отраслей региональной экономики.

Выстроенная структура непрерывной подготовки, включающая Политехнический лицей для обучения одаренных детей в старших классах, два колледжа, 8 профильных институтов, систему подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, научнопедагогический и материально-технический потенциал вуза позволяет обеспечить решение кадровых задач по приоритетным отраслям реального сектора экономики Тамбовской области.

Весь комплекс образовательных услуг и программ предполагает расстановку следующих акцентов: Ежегодно реализуется более программ ДПО, обучается более слушателей. В рамках ДПО реализуются стажировки на ключевых российских и зарубежных предприятиях, в специализированных лабораториях и центрах ведущих вузов В качестве примеров: В течение 20 лет совместно с администрацией Тамбовской области осуществляется подготовка для предприятий и организаций по Президентской программе управленческих кадров.

Технический университет выступает интегратором интеллектуальных ресурсов в области научных исследований и технологического развития региона.

Роль университетов в развитии региональных инновационных экосистем на опыте Университета ИТМО

, . . ; ; . , - . При этом ключевыми элементами современной экономики становятся сферы высшего образования и науки, а основным вектором её инновационно-технологического развития — формирование национальной инновационной системы НИС , включающей интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко адаптирующуюся к потребностям реальной экономики.

Особенно важно осознавать роль вузов не только как центров Существующие методики оценки деятельности университетов в плане . бизнес-инкубаторах, ФабЛабах, компаниях инновационного пояса вуза.

Национальные инновационные системы в России и ЕС. Эффективное государственное управление инновационной экономики: В современных условиях приоритетной проблемой развития российской экономики является активизация инновационных процессов. В глобальном масштабе научно-технический прогресс признан важнейшим фактором перехода к устойчивому экономическому росту и все чаще связывается с формированием инновационных механизмов, которые объединяют науку, технику, предпринимательство и менеджмент.

Путем регулирующих воздействий государство осуществило разворот к инновационной модели экономического развития. Развитие вузовской науки является базовым условием достижения стратегических целей инновационных преобразований российской экономики. В качестве двух основных функций вузов в инновационных процессах специалисты традиционно выделяют функцию подготовки специалистов и функцию исследования и разработок, что отражает линейную модель инновационного развития высших образовательных учреждений.

Изучение многочисленных исследований, посвященных инновационным преобразованиям и модернизации российской экономики, позволило прийти к выводу, что главными проблемами современного этапа инновационного развития России являются, во-первых, большое разнообразие взглядов на причины инновационной стагнации, во-вторых, отсутствие единства в подходах к ее преодолению [2]. Технологическая деградация российской экономики в е годы сопровождалась возникновением хорошо всем известных деструктивных тенденций и перекосов в сфере науки и высшего образования.

Сворачивалось, а зачастую и прекращалось функционирование научно-исследовательских институтов и научно-производственных объединений в силу невостребованности науки, одновременно многие вузы устремились к коммерциализации своей деятельности за счет открытия престижных на тот период специальностей, что в конечном итоге привело к избытку выпускников в области экономики, управления и права, а также к девальвации профессий, связанных с этими специальностями.

Длительное время не шла речь об инновационной переориентации вузов, которые, по сути, были пущены на самотек, поскольку не поступали ясные сигналы со стороны государства. Изучение национальных докладов, государственных концепций и стратегий позволило автору выявить десятки проблем, отличающихся масштабом и характером воздействия на развитие экономики знаний в нашей стране.

Основная идея заключается в разделении проблем инновационного развития национальной экономики на три основных типа:

12-Тройная спираль инновационного развития

Статья в формате В условиях реализации глобальных мер инновационного развития экономики России ведущая роль отведена университетам, научно - исследовательским учреждениям, учебным заведениям. В системе высшего профессионального образования происходят процессы модернизации, направленные на повышение его конкурентоспособности и качества, подготовку кадров, необходимых для осуществления инновационной стратегии, основанной на знаниях и интеллекте.

В этой связи возрастает роль международных связей университетов.

Центры передачи технологий при вузах и их роль в экспорте научно- технических От классического университета к инновационному: новые функции. .. международного бизнес-образования Университета Duke [4], ожидаемая.

ЛОБУРЕЦ, консультант Управления организации научных исследований Президиума СО РАН, Новосибирск Основными причинами невосприимчивости российской экономики к высоким технологиям считаются отсутствие средств у предприятий, дорогие кредиты и высокие риски, препятствующие получению кредитов. Такая аргументация не учитывает влияния всей совокупности институциональных ограничений инновационного рынка, механизмы участия науки в процессе производства и реализации инноваций.

К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций. Так, Оксфордским университетом Великобритания совместно с региональными органами управления создано восемь . В большинстве университетов Великобритании это небольшие службы, организованные, как правило, на основе совместительства ученых-разработчиков.

Условия создания и финансирования , принципы взаимодействия этих служб с разработчиками и университетом-учредителем могут различаться. Одни финансируются только за счет средств факультетов университета, другие — в основном за счет привлеченных средств; в одних есть собственные юристы и патентные поверенные, в других — прибегают к услугам специализированных бюро. Но всех их объединяют значительная роль разработчиков, учредительство университета и выполняемая функция: Успешность решения этой задачи зависит от квалификации патентных поверенных, их тесного взаимодействия с разработчиками, вплоть до определения порядка сохранения конфиденциальности.

Для выполнения второй задачи, проведения маркетинга, необходимо оценить заинтересованность потенциальных инвесторов в данной разработке, в поддержке практического воплощения патента. Члены этого объединения дают оценку каждого зарегистрированного патента.

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ (ОПЫТ США И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ)

Вузы и местные сообщества — инструмент инновационного развития регионов. Аналитический обзор Вячеслава Бахмина При этом, несмотря на процесс постоянного реформирования университетского образования в России, его эффективность, самостоятельность и соответсвие требованиям постоянно меняющегося мира остаются под вопросом. Традиционно за высшими образовательными институтами в качестве основных было закреплено две функции:

Модель «тройной спирали» предполагает, что именно университеты становятся . Взаимодействие бизнеса с другими участниками «тройной спирали» качественно . Роль государства в модели «тройной спирали» состоит в.

Обсудить пути евразийской интеграции и механизмы взаимодействия молодежных организаций с органами власти были приглашены делегаты из Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Армении, Белоруссии, Украины, Испании и Словакии. После приветственных слов содержательную часть конвента открыл член Общественной палаты РФ Сергей Марков с докладом о геополитических вызовах процессу интеграции. Политик отметил, что на территории, ограниченной Евросоюзом, Китаем, Индией и странами арабского мира, не существует собственной модели развития.

В отличие от Китая с его внутренней колонизацией, США с высокой конкуренцией на внутреннем рынке и опирающимся на модель социального государства Евросоюзом, страны Евразийского экономического союза не разработали четкой стратегии. К препятствующим интеграции факторам Сергей Марков отнес низкую заинтересованность элиты в продвижении интересов собственных государств и деградацию социальной сферы.

Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров развенчал для присутствующих основные мифы о межгосударственном партнерстве. По мнению Винокурова, интеграция не является исключительно позитивным или негативным явлением, роль политической элиты в процессе преувеличена, а специалисты акцентируют политические и экономические последствия интеграции в ущерб социальным. Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов продемонстрировал участникам пленарного заседания результаты социологических опросов российских граждан об отношении к ряду иностранных государств в разные годы.

Эксперт обосновал важность формирования у молодежи положительной ценностной модели тем, что люди моложе 30 лет быстро реагируют на изменения в информационном поле и влияют на экономику сейчас гораздо сильнее, чем когда-либо. Подтверждение этому тезису нашлось в выступлении начальника Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нины Яныкиной , которая рассказала о месте и роли предпринимательского университета в глобальной инновационной повестке.

Декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Филипп Казин рассказал участникам конвента о роли социального проектирования в развитии инновационной экосистемы университетов. Эксперт отмечает, что предпринимательская среда не может создаваться силами одних преподавателей — развитие предпринимательского вуза невозможно без активного участия самих студентов.

В случае с социально значимыми проектами проявляется так называемое гражданское предпринимательство, — говорит Филипп Казин. Студенты и начинающие предприниматели продемонстрировали свои проекты в коворкинг-центре .

Вузы - опора для инновационного развития региона

Развитие системной инновационной деятельности в регионе во многом зависит от плодотворности взаимовыгодного сотрудничества научно-образовательных организаций и субъектов реальной экономики. Причем данное сотрудничество должно происходить на долгосрочной основе, чтобы повысить эффективность инновационной деятельности. Выгодность такого сотрудничества очевидна для обеих сторон.

зации целей науки, образования, бизнеса, интеграции их интересов через роли университетов в инновационном развитии экономики;. – обобщение.

Обосновывается данное утверждение тем, что при стремительно растущей конкуренции и при трансформации национальной экономики вузы выступают в качестве высокоэффективного ресурса развития региона. , . На сегодняшний день основная стратегическая позиция России — это переход к инновационному пути развития. Инновационная система региона — это совокупность взаимосвязанных элементов, а именно объектов инновационной деятельности, которые в процессе осуществления своей деятельности активно взаимодействуют между собой, формируя единое инновационное поле.

Объектами инновационной деятельности могут выступать малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты, технопарки, технополисы, высшие учебные заведения, промышленные предприятия и прочее [1]. Система высшего образования — это часть экономики, оперативно реагирующая на ее структурные изменения. Фундаментальным направлением развития российской экономики выступает возросшая роль инновационной активности вузов. В современную эпоху образование является не только институтом, специализирующимся исключительно в области подготовки специалистов, ныне образование принимает наиактивнейшее участие в инновационных проектах, научно-исследовательских разработках.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях формирования инновационной экономики страны максимально актуальной становится инновационная деятельность высших учебных заведений, и как следствие повышается роль высшего образования в инновационном развитии региона и всей страны в целом. Университет должен выступать в качестве инструмента поддержки региональной экономики, поскольку именно в вузах должно происходить формирование новых идей и воспроизводство квалифицированных кадров, проводиться научные исследования и разработки, что впоследствии приведет к созданию новых видов продуктов и услуг.

Вузы активизируют свою инновационную деятельность, участвуя в совместных в проектах с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и прочими инновационными организациями. Перспективным направлением развития инновационной деятельности высшего учебного заведения остается создание инновационных центров, технополисов, а также тесное сотрудничество малым, средним и крупным бизнесом в сфере инноватики. Деятельность университетов должна быть в первую очередь на практическое использование научных исследований и разработок в целях развития региона, в котором он функционирует.

Для вузов все более актуализируется возможность получения грантов на выполнение исследовательских разработок, следовательно, важное значение приобретает коммерциализация инновационных разработок.

Аксиома Лаврентьева

Мониторинг и оценка эффективности проводились по трем основным группам показателей. Первая группа позволяет оценить инновационно-предпринимательскую среду университета, в том числе, количество команд-резидентов бизнес-инкубаторов, наличие программ инновационно-предпринимательской направленности. Вторая группа относится к трансферу технологий: Третья группа оценивает влияние университета на внешнюю среду, в частности, созданные в МИПах рабочие места, участие в регионально-экономических кластерах.

Университеты являются одним из ключевых институтов развития любого Для городского и регионального развития важную роль играет активная компании в ситуации риска, инновационный бизнес, проводит.

Главным условием перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы, Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейший сегмент такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы.

Высшее профессиональное образование и переподготовка кадров в новых социально-экономических условиях становятся одним из наиболее эффективных путей обеспечения качества специалистов и регулирования профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы. Роль вуза как производителя инновационной продукции подразумевает решение следующих задач по развитию внутривузовской инфраструктуры: Владимирский государственный университет на сегодняшний день считается ведущим вузом в регионе и является системообразующим в сфере высшего образования Владимирской области.

Университет является основным поставщиком специалистов для большинства сфер жизнедеятельности Владимирской области, имеет в своем составе развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и формирование гражданских и нравственных качеств личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и региональное образовательное и информационное пространство. Создание на базе Владимирского государственного университета инновационного центра интегрирующего научные, образовательные и производственно-технологические структуры представляется в виде инновационного университетского комплекса, играющего в образовательной системе региона доминирующую роль не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом.

Создание инновационного университетского комплекса заключается в интеграции существующего вузовского и научного потенциала, качественном обновлении учебно-лабораторной, научной, экспериментальной, информационной и социальной базы, достижении максимального синергетического эффекта от кооперации, формирования современных условий для полноценной учебы, научной и инновационной деятельности, быта, отдыха и безопасности жизнедеятельности.

Это в полной мере соответствует реформе вузовского образования и науки, реализуемой Правительством РФ и имеющей целью существенно повысить их эффективность при оптимизации государственных расходов.

Гайдаровский форум – 2018. Модель бизнес-школы для лидеров XXI века